Книга учета доходов и расходов.
В письме ГНАУ «О применении штрафных (финансовых) санкций
к субъектам хозяйствования - плательщиков единого налога» от 25.12.2009 г. №
28923 / 7 / 23-7017/1485 изложены основные аспекты ведения учета ФЛП
(физическими лицами предпринимателями):
1. Наличие первичных документов,
подтверждающих факты осуществления хозяйственных операций, - накладных,
товарно-транспортных накладных, подтверждающих движение товарно-материальных
ценностей, а также документов, подтверждающих качество и безопасность товаров.
2. Ведения Книги учета доходов и
расходов, которая предусматривает отражение в ней таких данных: порядковый
номер записи, дата совершения сделки; суммы расходов по факту их совершения, в
т.ч. заработная плата наемного работника; сумма стоимости товаров, полученных
для продажи (оказания услуг) сумма выручки от продажи товаров (оказания услуг)
- суммарно за день.
При этом ГНАУ в качестве аргумента об обязательном
наличии первичных документов приводит нормы ст. 6 Закона
"О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли,
общественного питания и услуг", а также п. 17 Порядка "Порядка
осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания
населения" № 833 и Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в
Украине № 363.
О ведении Книги учета доходов и расходов ГНАУ ссылается
на нормы п. 4 Указа "Об упрощенной системе" № 727, п. 8 Порядка №
599, а также акцентирует на приоритетности Закона о РРО (в частности, его п. 6
ст. 9) над Указом № 727. Иными
словами, ратует за обязательное отражение в Книге учета граф «период учета»,
«затраты на производство продукции», «сумма выручки (дохода)», «чистый доход».
Не следует также забывать о действующем Порядке ведения
книги учета доходов и расходов, осуществляемого ФЛП (физическими лицами
предпринимателями) на упрощенной системе налогообложения.
ГНАУ отмечает, что согласно ст. 4
Указа № 727 плательщики единого налога ведут упрощенный учет доходов и
расходов. А учет - это определенным образом
организованная система сбора, накопления, обработки, группировки, обобщения и
регистрации (фиксации) необходимой информации или ее совокупных данных,
отражающих количественную или качественную характеристику событий, объектов и
т. д., и субъекты хозяйствования обязаны вести такой
учет.
При этом налоговая настаивает на том, что согласно ст. 20-21 Закона о РРО к субъектам хозяйствования применяются финансовые
санкции за реализацию товаров, не учтенных в установленном порядке, или если
они не ведут или ведут с нарушениями установленного порядка учет товаров по
месту реализации и хранения в размере двойной стоимости неучтенных товаров по ценам реализации, но не менее десяти необлагаемых налогом минимумов
доходов граждан. Правда данная норма была отменена в связи с принятием
Налогового кодекса Украины.
В данном случае ГНАУ, во-первых, необоснованно связывает
абсолютно всех с нормами Закона о РРО, регламентирующего правовые нормы о
применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного
питания и услуг, в то время как ФЛП плательщики единого налога, согласно ст. 6 Указа № 727, имеют право не применять электронные
контрольно-кассовые аппараты для проведения расчетов с потребителями и поэтому
нормы Закона о РРО к ним не применимы, при условии, что они не осуществляют
реализацию подакцизных товаров (кроме пива на разлив). Таким
образом, этот Закон в этой части не распространяется на ФЛП на упрощенной
системе налогообложения.
Согласно же ст. 4 Указа № 727
требование о ведении Книги учета доходов и расходов установлено только для
плательщиков единого налога - юридических лиц.
Форма Книги учета доходов и расходов для физических лиц предпринимателей
на едином налоге приведена в приложении № 10 к Инструкции № 12, однако ни в
ней, ни в Порядке выдачи свидетельства № 599 не предусмотрен порядок заполнения
графы 3 (расходы), и эта графа полной мере может касаться только
ФЛП, находящихся на общей системе налогообложения, а не на упрощенной.
Следует также учитывать специфику единого налога,
который, в отличие от налога с доходов физических лиц на общей системе
налогообложения, уплачивается в бюджет независимо от величины затрат.
Кроме того, даже в отношении самих физических
лиц-предпринимателей, находящихся на общей системе налогообложения, ГНАУ
признает возможное отсутствие документально подтвержденных расходов и позволяет
им использовать приведенные в приложении № 6 к Инструкции № 12 нормы расходов
(в процентах к сумме выручки).
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать выводы о
том, что физические лица-предприниматели, применяющие упрощенную систему
налогообложения и платят единый налог, вообще не обязаны вести учет расходов на
приобретение товаров, а следовательно и не должны вести учет запасов в местах
их хранения и продажи, а также учесть расходы.
Также первичные документы (накладные,
товарно-транспортные накладные) подтверждают факт приобретения товаров и
понесенные при этом расходы, а поскольку предпринимателю на единой налоге нет
необходимости вести учет расходов на приобретение ТМЦ, то и иметь в наличии
первичные документы на них нет необходимости, за некоторыми исключениями.
Прежде всего, документы на товар необходимые для
соблюдения правил торговли, в частности, п. 17 Порядка № 833, согласно которому
запрещена торговля товаром, полученным без документов, предусмотренных
законодательством.
В данном случае речь идет прежде всего о документах,
подтверждающих соответствие товара требованиям качества, а не о документах,
подтверждающих переход права собственности на товар от продавца покупателю.
Документальное подтверждение качества товара необходимо
для товаров, подлежащих обязательной сертификации в Украине (по Перечню № 28),
декларированию соответствия (по Перечню № 6).
Первичные документы (накладные) на такие товары должны
быть обязательно и в них должны быть указаны номера сертификатов соответствия
или свидетельств о признании соответствия, иначе на предпринимателя может быть
наложен штраф за нарушение Закона "О защите прав потребителей" в
размере 50% стоимости партии товара, но не менее 10 НМДГ.
Необходимо остановиться еще на том, что ГНАУ в
вышеупомянутом письме говорит о финансовых санкциях за реализацию товаров, не
учтенных в установленном порядке, или с нарушениями установленного порядка
учета товаров по месту реализации и хранения, а учет товародвижения
(приобретение, хранение и реализация) это совсем не то понятие, которое имеется
в виду под «расходами на производство продукции», которые должны быть отражены,
по мнению ГНАУ, в этой графе Книги учета. Поэтому к
физическому лицу на едином налоге штрафные санкции за отсутствие
документального подтверждения расходов не применяются.
К такому ФЛП может быть применен административный штраф
согласно ст. 164 - 1 КоАП за не заполнение или
ненадлежащее заполнение Книги учета доходов и расходов, в размере от 3 до 8
НМДГ (от 5 до 8 НМДГ - при повторном нарушении), т.е. штраф в размере 51-136
грн. При этом следует не
забывать об аспектах административного и уголовного законодательства в части
квалификации преступлений или правонарушений, для которых сумма необлагаемого
минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы.
Юридическое сопровождение физических лиц
предпринимателей (ФЛП) обращайтесь,
Артем Сергеевич 095-695-59-14
|