Главная » Статьи » » Полезная информация |
Итак, на сегодняшний день из Закона о госрегистрации вообще исключено понятие
«свидетельство госрегистрации». Теперь при регистрации предпринимателя
вместо свидетельства будет выдаваться выписка из Единого
государственного реестра юридических лиц и физических лиц –
предпринимателей, подтверждающая факт регистрации. При этом из ст. 21
Закона о госрегистрации исключено положение о том, что выписка
действительна только в течение 30 календарных дней с момента ее выдачи.
Из чего можно сделать вывод, что теперь такой документ будет бессрочным.
В соответствии с п. 4 ст. 43 Закона о госрегистрации выписка выдается (направляется заказным письмом) предпринимателю не позднее следующего рабочего дня с даты регистрации физического лица – предпринимателя. Как и ранее, за проведение госрегистрации предпринимателя взимается плата в размере двух не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ннмдг), т. е. 34 грн. (ст. 10 Закона о госрегистрации). Не взимается плата за выдачу выписки во время проведения госрегистрации предпринимателя, во время изменений в сведения о госрегисрации, во время прекращения предпринимательской деятельности (п. 10 ст. 21 Закона о госрегистрации). В остальных случаях (в том числе получение выписки для выдачи ее контрагентам) она стоит 17 грн. Но это все касается тех предпринимателей, которые будут регистрироваться таковыми после 7 мая. Никаких переходных положений для множества уже действующих предпринимателей не предусмотрено. Таким образом, с 7 мая свидетельства о регистрации превратились в ничего не значащие бумажки, а предприниматели остались без документа, подтверждающего их статус. Вместе с тем налоговое законодательство по-прежнему требует от предпринимателей подтверждать, что деятельность осуществляется в пределах избранных видов деятельности. Законом № 3205 внесены изменения в п. 177.8 ст. 177 НК, согласно которым с 7 мая вместо копии свидетельства о госрегистрации контрагентам необходимо представлять выписку или извлечение (укр. «витяг») из Единого госреестра. Причем слова «копия» в данном пункте потерялось. Получается, что каждому контрагенту необходимо представлять оригинал выписки или извлечения. Отметим, что как и в свидетельстве о госрегистрации, в выписке не указываются виды деятельности предпринимателя. Согласно п. 4 ст. 21 Закона о госрегистраци в ней указываются: – Ф.И.О. предпринимателя, его идентификационный номер, местожительство; – Ф.И.О. лица, имеющего право совершать юридические действия от имени предпринимателя без доверенности, в том числе подписывать договоры, его идентификационный номер; – наличие ограничений относительно представительства от имени предпринимателя; – дата и номер записи в Едином госреестре; – дата выдачи выписки. Поэтому выпиской не возможно подтвердить избранные виды деятельности. Одновременно внесены изменения и в ст. 4 Закона № 2464. Теперь выполненные работы (предоставленные услуги) предпринимателем должны соответствовать видам деятельности, указанным в извлечении из Единого госреестра. Причем в данном Законе речь идет именно об извлечении, а не о выписке. Поэтому у предпринимателей, получающих доходы от других субъектов хозяйствования, подлежащих обложению единым взносом, нет иного выхода, как получать извлечения у госрегистратора. Но с извлечением все гораздо сложнее, чем с выпиской. Извлечение выдается по запросу предпринимателя в течение 5 рабочих дней (п. 4. ст. 20 Закона о госрегистрации). Стоит оно 51 грн. плюс 3,40 грн. за каждый лист информации на бланке (приказ Госкомпредпринимательства от 20.10.2005 г. № 99). Поэтому сначала подается запрос на получение извлечения, затем госрегистратор определяет размер платы. Положение о порядке предоставления сведений из Единого госреестра утверждено приказом Госкомпредпринимательства от 20.10.2005 г. № 97. По выбору заявителя в извлечение могут быть включены следующие сведения о предпринимателе, а именно о: – постановке на учет (снятии с учета); – месте проведения госрегистрации; – управителе имуществом предпринимателя; – лицах, имеющих право совершать юридические действия от имени предпринимателя без доверенности; – основных видах деятельности; – состоянии физического лица – предпринимателя; – телефоне для связи. Таким образом, с 7 мая предприниматели-общесистемщики при продаже товаров или предоставлении имущества в аренду другим субъектам хозяйствования могут подтверждать свой статус оригиналом выписки и справкой с налоговой об избранных видах деятельности и системе налогообложения, а при выполнении работ (услуг), которые облагаются единым взносом, – дополнительно еще и ксерокопией извлечения. Предприниматели-единщики вместо справки из налоговой могут предоставлять копию свидетельства об уплате единого налога. Без особых проблем могут работать только предприниматели, реализующие свои товары (работы, услуги) конечным потребителям – гражданам. В данном случае документально подтверждать свой статус не требуется. Итак, даже беглый анализ Закона № 3205 свидетельствует о том, что отмена свидетельств о госрегистрации парализует деятельность многих предпринимателей. Она влечет за собой бесконечные временные, финансовые и, конечно же, нервные затраты. Инициировали принятие такого Закона народные депутаты Украины Ксения Ляпина и Наталья Королевская. С какой целью это сделано, редакция «Частного предпринимателя» спросила у Ксении Ляпиной. Ведь в пояснительной записке к законопроекту утверждалось, что он направлен на упрощение бизнеса. Вот что нам сообщила народный депутат: – Цель этого Закона – упростить работу предпринимателей за счет отмены свидетельств о регистрации. Но, к сожалению, пока этого не удалось достичь. Остались законодательные «хвосты». Необходимо срочно внести поправки в Налоговый кодекс и Закон о сборе и учете единого взноса. Поскольку там содержатся правовые нормы, требующие предоставлять другим объектам хозяйствования, выплачивающим доход предпринимателю, вместо отмененного свидетельства другие документы. На мой взгляд, это приводит только к лишним затратам времени и денег. Выход вижу в том, чтобы полностью уйти от бумажной волокиты, как это уже давно сделали в разных цивилизованных странах. Там подобные документы можно бесплатно получить через Интернет, вход в информационную базу есть на официальных сайтах соответствующих государственных органов. Думаю, при условии внесения вышеназванных законодательных поправок, а также при организации свободного доступа в Единый госреестр через Интернет (с любого компьютера) нам все же удастся упростить жизнь предпринимателям. В случае если по мере надобности предприниматель захочет взять нужную выписку из общей базы, он сможет прямо распечатать ее дома или у себя в офисе на принтере. Конечно, на сегодняшний день, когда людям приходится вместо свидетельства получать выписку из Единого госреестра, подтверждающую регистрацию, возникла проблема. Правильно было бы в дальнейшем возложить обязанность получения информации из Единого госреестра на тот орган, которому требуются такие сведения, освободив от хлопот субъектов хозяйствования – тех, кто приносит стране доход. Тем более что у госструктур давно есть доступ к этой базе данных. В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда. Редакция «Частного предпринимателя» направила проблемные вопросы, возникшие в связи с принятием Закона № 3205, в Комитет по вопросам промышленности и регуляторной политики и предпринимательства ВРУ, возглавляемый Н. Королевской. Надеемся, что здравый смысл победит, и ляпы Закона № 3205 нардепы исправят. А пока «добрую волю» следовало бы проявить ГНАУ и разрешить
использовать не оригиналы, а ксерокопии выписок. Сложнее обстоит
ситуация с выплатами предпринимателям по договорам на выполнение работ
(услуг). До внесения изменений в Закон № 2464 без копии извлечения не
обойтись независимо от системы налогообложения предпринимателя.
| |
| |
Просмотров: 2378 | Комментарии: 0 | Теги: | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |