Hello Гость!
Воскресенье, 19.05.2024, 01:01
Главная | Регистрация | Вход | RSS

МЕНЮ

Категории раздела

Статистика

Главная » Статьи » » Полезная информация

Как частный предприниматель на едином налоге ведет учет своих доходов и расходов по новому Налоговому Кодексу Украины.

Книга учета доходов и расходов.

В письме ГНАУ «О применении штрафных (финансовых) санкций к субъектам хозяйствования - плательщиков единого налога» от 25.12.2009 г. № 28923 / 7 / 23-7017/1485 изложены основные аспекты ведения учета ФЛП (физическими лицами предпринимателями):

1.
Наличие первичных документов, подтверждающих факты осуществления хозяйственных операций, - накладных, товарно-транспортных накладных, подтверждающих движение товарно-материальных ценностей, а также документов, подтверждающих качество и безопасность товаров.

2. Ведения Книги учета доходов и расходов, которая предусматривает отражение в ней таких данных: порядковый номер записи, дата совершения сделки; суммы расходов по факту их совершения, в т.ч. заработная плата наемного работника; сумма стоимости товаров, полученных для продажи (оказания услуг) сумма выручки от продажи товаров (оказания услуг) - суммарно за день.

При этом ГНАУ в качестве аргумента об обязательном наличии первичных документов приводит нормы ст. 6 Закона "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг", а также п. 17 Порядка "Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения" № 833 и Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине № 363.

О ведении Книги учета доходов и расходов ГНАУ ссылается на нормы п. 4 Указа "Об упрощенной системе" № 727, п. 8 Порядка № 599, а также акцентирует на приоритетности Закона о РРО (в частности, его п. 6 ст. 9) над Указом № 727. Иными словами, ратует за обязательное отражение в Книге учета граф «период учета», «затраты на производство продукции», «сумма выручки (дохода)», «чистый доход».

Не следует также забывать о действующем Порядке ведения книги учета доходов и расходов, осуществляемого ФЛП (физическими лицами предпринимателями) на упрощенной системе налогообложения.

ГНАУ отмечает, что согласно ст. 4 Указа № 727 плательщики единого налога ведут упрощенный учет доходов и расходов. А учет - это определенным образом организованная система сбора, накопления, обработки, группировки, обобщения и регистрации (фиксации) необходимой информации или ее совокупных данных, отражающих количественную или качественную характеристику событий, объектов и т. д., и субъекты хозяйствования обязаны вести такой учет.

При этом налоговая настаивает на том, что согласно ст. 20-21 Закона о РРО к субъектам хозяйствования применяются финансовые санкции за реализацию товаров, не учтенных в установленном порядке, или если они не ведут или ведут с нарушениями установленного порядка учет товаров по месту реализации и хранения в размере двойной стоимости неучтенных товаров по ценам реализации, но не менее десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Правда данная норма была отменена в связи с принятием Налогового кодекса Украины.

В данном случае ГНАУ, во-первых, необоснованно связывает абсолютно всех с нормами Закона о РРО, регламентирующего правовые нормы о применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг, в то время как ФЛП плательщики единого налога, согласно ст. 6 Указа № 727, имеют право не применять электронные контрольно-кассовые аппараты для проведения расчетов с потребителями и поэтому нормы Закона о РРО к ним не применимы, при условии, что они не осуществляют реализацию подакцизных товаров (кроме пива на разлив). Таким образом, этот Закон в этой части не распространяется на ФЛП на упрощенной системе налогообложения.

Согласно же ст. 4 Указа № 727 требование о ведении Книги учета доходов и расходов установлено ​​только для плательщиков единого налога - юридических лиц.

Форма Книги учета доходов и расходов для физических лиц предпринимателей на едином налоге приведена в приложении № 10 к Инструкции № 12, однако ни в ней, ни в Порядке выдачи свидетельства № 599 не предусмотрен порядок заполнения графы 3 (расходы), и эта графа полной мере может касаться только ФЛП, находящихся на общей системе налогообложения, а не на упрощенной.

Следует также учитывать специфику единого налога, который, в отличие от налога с доходов физических лиц на общей системе налогообложения, уплачивается в бюджет независимо от величины затрат.

Кроме того, даже в отношении самих физических лиц-предпринимателей, находящихся на общей системе налогообложения, ГНАУ признает возможное отсутствие документально подтвержденных расходов и позволяет им использовать приведенные в приложении № 6 к Инструкции № 12 нормы расходов (в процентах к сумме выручки).

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать выводы о том, что физические лица-предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и платят единый налог, вообще не обязаны вести учет расходов на приобретение товаров, а следовательно и не должны вести учет запасов в местах их хранения и продажи, а также учесть расходы.

Также первичные документы (накладные, товарно-транспортные накладные) подтверждают факт приобретения товаров и понесенные при этом расходы, а поскольку предпринимателю на единой налоге нет необходимости вести учет расходов на приобретение ТМЦ, то и иметь в наличии первичные документы на них нет необходимости, за некоторыми исключениями.

Прежде всего, документы на товар необходимые для соблюдения правил торговли, в частности, п. 17 Порядка № 833, согласно которому запрещена торговля товаром, полученным без документов, предусмотренных законодательством.

В данном случае речь идет прежде всего о документах, подтверждающих соответствие товара требованиям качества, а не о документах, подтверждающих переход права собственности на товар от продавца покупателю.

Документальное подтверждение качества товара необходимо для товаров, подлежащих обязательной сертификации в Украине (по Перечню № 28), декларированию соответствия (по Перечню № 6).

Первичные документы (накладные) на такие товары должны быть обязательно и в них должны быть указаны номера сертификатов соответствия или свидетельств о признании соответствия, иначе на предпринимателя может быть наложен штраф за нарушение Закона "О защите прав потребителей" в размере 50% стоимости партии товара, но не менее 10 НМДГ.

Необходимо остановиться еще на том, что ГНАУ в вышеупомянутом письме говорит о финансовых санкциях за реализацию товаров, не учтенных в установленном порядке, или с нарушениями установленного порядка учета товаров по месту реализации и хранения, а учет товародвижения (приобретение, хранение и реализация) это совсем не то понятие, которое имеется в виду под «расходами на производство продукции», которые должны быть отражены, по мнению ГНАУ, в этой графе Книги учета. Поэтому к физическому лицу на едином налоге штрафные санкции за отсутствие документального подтверждения расходов не применяются.

К такому ФЛП может быть применен административный штраф согласно ст. 164 - 1 КоАП за не заполнение или ненадлежащее заполнение Книги учета доходов и расходов, в размере от 3 до 8 НМДГ (от 5 до 8 НМДГ - при повторном нарушении), т.е. штраф в размере 51-136 грн. При этом следует не забывать об аспектах административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений, для которых сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы.

Юридическое сопровождение физических лиц предпринимателей (ФЛП) обращайтесь,

Артем Сергеевич 095-695-59-14

Категория: Полезная информация | Добавил: jur-konsalter (15.08.2011) | Автор: E W
Просмотров: 1480 | Комментарии: 0 | Теги: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]