Hello Гость!
Суббота, 18.05.2024, 21:20
Главная | Регистрация | Вход | RSS

МЕНЮ

Категории раздела

Статистика

Главная » Статьи » » Полезная информация

Юридические аспекты деятельности по торговле компьютерными программами 2

 

ПОРЯДОК РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ДИСКАМИ.

 

Порядок распространения компьютерных дисков на территории Украины регулируется Законом Украины «О распространении образцов аудиовизуальных творений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных», Правилами розничной торговли экземплярами аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных, утвержденными постановлением Кабинета министров Украины от 04.11.97 г. № 1209.

 

Исходя из норм указанных законодательных актов вырисовывается следующая картина, характеризующая правовые основания распространения компьютерных дисков, права и обязанности распространителей, а так же порядок осуществления такой деятельности.

 

Обязательным условием при розничной торговле экземплярами компьютерных программ и баз данных, кроме маркировки их контрольными марками, является также то, что они должны реализовываться только в местах специализированной розничной торговли. Согласно п. 4 Правил № 1209 местами специализированной розничной торговли являются «стационарные предприятия торговли (магазины), специализированные отделы, секции предприятий с универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, а также стационарные мелкорозничные пункты продажи (киоски)».

Индивидуальная упаковка экземпляра компьютерной программы и базы данных должна содержать ее название, имя и фамилию (или наименование) их создателя с указанием его адреса (или местонахождения), штрих-кода.

Перечень случаев, при которых запрещается осуществлять торговлю компьютерными программами и базами данных, определен п. 19 Правил № 1209. Торговля запрещена:

– если экземпляры являются контрафактными или содержат фальсифицированный знак для товаров и услуг;

– в передвижной мелкорозничной торговой сети (палатках, лотках, автомагазинах и т. п.), с рук, на рынках (кроме размещенных на них местах специализированной розничной торговли);

– в необорудованных согласно требованиям противопожарной безопасности помещениях;

– в случае если на экземпляры не наклеены контрольные марки или на них не размещена информация, позволяющая идентифицировать их с соответствующими экземплярами компьютерной программы, базы данных, или на них наклеены поддельные контрольные марки.

 

Распространение, воссоздание, импорт или экспорт экземпляров компьютерных программ и баз данных разрешается только при наличии на каждом экземпляре контрольной марки, являющейся самоклеющимся голограммным знаком, внешняя сторона которого имеет специальную защиту. При этом исходя из ст. 1 Закона № 1587 распространением является не только продажа компьютерных программ и баз данных, но и введение их в обращение путем другого вида передачи права собственности на них.  Таким образом, наличие на упаковке компакт диска контрольной марки установленного образца говорит о том, что при воссоздании этого диска не были нарушены права автора. Государственным департаментом по вопросам интеллектуальной собственности подтверждается информация о том, что распространение компьютерных дисков на упаковках которых наклеена контрольная марка отвечает требованиям законодательства если при этом соблюдаются правила розничной торговли установленные Кабинетом министров Украины.

Сразу сообщим о том, что такое контрольная марка, как она должна выглядеть и какие требования предъявляются к ее изготовлению и получению.

Контрольная марка – это специальный знак, удостоверяющий соблюдение авторских и (или) смежных прав и предоставляющий право на распространение экземпляров компьютерных программ, баз данных, выдаваемый центральным органом исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности. Таким исполнительным органом власти, согласно постановлению КМУ от 20.06.2000 г. № 997, является Государственный департамент интеллектуальной собственности.

Право на получение контрольных марок имеют импортеры, экспортеры и визуализации экземпляров аудиовизуальных произведений или фонограмм, занесенные в Единый реестр получателей контрольных марок, который ведет Государственный департамент интеллектуальной собственности при Министерстве образования. «Этот Госдепартамент осуществляет организацию процесса продажи (выдачи) контрольных марок для маркировки экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм».

Порядок производства, хранения, выдачи контрольных марок и маркировки экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных утвержден постановлением КМУ от 13.10.2000 г. № 1555. Для маркировки экземпляров компьютерных программ и баз данных в форме оптических носителей применяются марки серии К. Нумерация на контрольных марках сквозная. Ее номер состоит из восьми знаков – шести цифр и двух букв украинского алфавита, размещаемых последовательно. Буквы в номере контрольной марки являются кодовым обозначением тиража и заменяются после изготовления каждого миллиона контрольных марок.

Стоимость одной контрольной марки составляет 1 % не облагаемого налогом минимума доходов граждан, т. е. 17 коп. При этом запрещается взимание с заявителей каких-либо других платежей за получение и использование контрольных марок.

Для получения контрольных марок в Государственный департамент интеллектуальной собственности необходимо представить ряд документов (ст. 5 Закона № 1587), к которым, в частности, относится и копия лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по внедрению голографических защитных элементов. Под внедрением понимается деятельность, которая направлена на обеспечение голографической защиты какого-либо материального объекта путем нанесения на него голографических защитных элементов. И хотя распространители компьютерных программ и баз данных не наносят голографические защитные элементы, а только наклеивают контрольные марки, уже содержащие голограмму, из указанной нормы закона следует, что им необходимо получить лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по внедрению голографических защитных элементов.

Дополнительно отметим, что если субъект предпринимательства намеревается самостоятельно записывать на диски для лазерных систем считывания определенную информацию и осуществлять их продажу, лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по производству дисков для лазерных систем считывания получать не нужно. Такого же мнения придерживается и Госпредпринимательства в письме от 25.04.2005 г. № 3115.

Следует обратить внимание на то, что ст. 8 Закона № 1587 определен перечень продукции, не подлежащей маркированию. В частности, к такой продукции относятся:

– демонстрационные версии компьютерных программ и баз данных;

– компьютерные программы и базы данных, распространяемые на бесплатной основе в целях рекламы;

– экземпляры компьютерных программ и баз данных, изготовленных по заказу юридического или физического лица субъектом предпринимательской деятельности, самостоятельно осуществляющим процесс воссоздания на оборудовании, являющемся его собственностью или находящемся в его владении или пользовании;

– экземпляры компьютерных программ и баз данных, являющиеся неотъемлемой частью периодических печатных изданий, содержащих в себе демонстрационные версии этих программ и баз данных, при условии обязательной ссылки на право владельца;

– экземпляры компьютерных программ и баз данных, являющихся неотъемлемой частью оборудования, которое изготовлено или ввозится на таможенную территорию Украины.

На каждую упаковку экземпляра компьютерной программы и базы данных наклеивается одна контрольная марка таким образом, чтобы ее лицевая сторона при визуальном осмотре упаковки была видна полностью и четко. При этом если несколько экземпляров разных по содержанию компьютерных программ и баз данных заключены в одну упаковку, являющуюся их неотъемлемой частью, то на нее наклеивается одна контрольная марка.



       Теперь что касается законности продаж на территории Украины игровых приставок Xbox 360. Как свидетельствует информация, полученная на официальном сайте ГП «Украинский институт промышленной собственности», на сегодняшний день в Украине ни одно лицо не владеет правами распространения таких игровых приставок, таким образом распространение этих компьютерных приставок и компьютерных игр для этих приставок на территории Украины незаконно. Об этом могут свидетельствовать такие факторы, как например отличие названия игрового продукта указанного на контрольной марке от названия этого продукта, обозначенного на упаковке этой компьютерной игры.  

 

 

ПРАВОМЕРНОСТЬ ПРОВЕРОК НАЛИЧИЯ ВЫРУЧКИ В КАССЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ.

 

Согласно Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением НБУ от 15.12.2004 г. № 637 лимит кассы предприятия устанавливают самостоятельно на основании расчета лимита остатка наличности в кассе. Расчет составляется по форме, приведенной в Положении №637 (приложение 2), и подписывается главным (старшим) бухгалтером и руководителем предприятия (или уполномоченным им лицом).

При этом если на конец рабочего дня в кассах остается наличность (например, в качестве разменной монеты), суммарный остаток наличных средств во всех кассах предприятия (обособленного подразделения) на конец рабочего дня не должен превышать установленного для предприятия (обособленного подразделения) лимита кассы, поскольку в соответствии с п. 2.8 Положения №637 предприятия «могут тринимать во внерабочее время в своих кассах наличную выручку (наличные) в пределах, не перевышающих установленный лимит кассы». Это подтверждается и консультацией в «Вестнике налоговой службы» №14/2006, в которой говорится, что остаток наличных средств в ящике РРО на конец рабочего дня не должен превышать общеустановленного для кассы предприятия лимита остатка наличности.

Как видно из положений указанных нормативных актов, обязательность установления лимита кассы и вообще наличие кассы предусмотрено для предприятий, но никак не для физических лиц предпринимателей, находящихся на общей системе налогообложения.

 


Таким образом, частные предприниматели, работающие на упрощенной системе налогообложения: 

 не устанавливают лимит кассы (абз. 2 п. 2.7 Положения № 637); 

 не обязаны сдавать наличную выручку в банк для ее зачисления на счет (абз. 2 п. 2.7 Положения № 637); 

 не ведут кассовую книгу и не выписывают приходные и расходные кассовые ордера (письмо НБУ от 30.10.2006 г. № 25-113/2453-11507). 

 

Таким образом, предприниматель на едином налоге, осуществляющий предпринимательскую деятельность, для правильного и законного обращения поступающей к нему выручки за продажу компьютерных дисков должен просто напросто соблюдать требования Указа президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.1998 № 727/98.  То есть, для отражения своей выручки ему необходимо вносить записи в книгу доходов и расходов по ф. № 10, а так же соблюдать правило, при котором объем выручки физического лица предпринимателя на едином налоге не должно превышать 500 000 грн. в год. Для расчетов с покупателями, предприниматель доложен выдавать чеки или квитанции. В случае если эти требования соблюдаются, то ни один из органов власти, в том числе и налоговая инспекция не имеет права предъявить такому предпринимателю какие либо претензии.

            Так же хотим отметить, что проверка дневной выручки предпринимателя в ракурсе того чтобы привлечь предпринимателя к ответственности якобы за то что объем такой выручки в день должен быть меньше или больше является необоснованной и не отвечает требованиям действующего законодательства Украины.

            В данном случае правомерной и отвечающей требованиям закона может быть проверка кассы исключительно при проведении оперативно розыскных или следственных мероприятий в случае открытия в отношении предпринимателя оперативно розыскного дела или возбуждения уголовного дела по факту незаконного распространения компьютерной продукции. В таком случае действительно будет правомерным установления количества прибыли, полученной предпринимателем от распространения контрафактной продукции и подсчета убытков, причиненных таким нарушением авторских прав.

           

Относительно выручки в иностранной валюте ФЛП -плательщика единого налога сообщаем следующее.

Согласно п. 8 Порядка выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденного приказом  ГНА Украины от 29.10.99 № 599, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 02.11.99 года за № 752/4045 (далее - Порядок), установлено, что для определения результатов собственной предпринимательской деятельности на основании хронологического отображения осуществленных хозяйственных и финансовых операций физическое лицо - плательщик единого налога ведет Книгу учета доходов и расходов согласно приложению №10 к Инструкции о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью,  утвержденной приказом ГГНИ Украины от 21.04.93 № 12. При этом обязательному заполнению подлежат лишь графы "период учета”, "расхода на производство продукции”, "сумма выручки (дохода)”, "чистый доход”.

Согласно ст. 1 Указа выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). Т.е., применяется кассовый метод начисления выручки, при котором учитываются все поступления средств на расчетный счет или (и) в кассу.

Таким образом, субъект предпринимательской деятельности – физическое лицо должен учитывать все поступления, полученные на протяжении отчетного периода на его расчетный счет и в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), в том числе и выручку, которая поступает на его карточный счет в виде иностранной валюты, от осуществления предпринимательской деятельности.

При этом, валютные средства, которые поступают на валютный счет или в кассу, пересчитываются в гривне по официальному курсу НБУ на дату поступления и включаются в объем выручки от реализации продукции и отображаются в Книге учета доходов и расходов.  Согласно п. 9 Порядка на протяжении 5 дней после истечения отчетного периода плательщик единого налога подает Отчет плательщика единого налога - физического лица, где отмечает объем выручки, полученной на протяжении отчетного налогового периода.

В соответствии со ст. 2 Декрета о системе валютного регулирования и валютного контроля от 19.02.1993 г. №15-93, резиденты и нерезиденты имеют право быть собственниками валютных ценностей, находящихся на территории Украины. Резиденты имеют право быть собственниками также валютных ценностей, находящихся за пределами Украины.

Согласно ст. 3 Декрета №15-93, валюта Украины (ТО ЕСТЬ ГРИВНА) является единственным законным средством платежа на территории Украины, которое принимается без ограничений для оплаты любых требований и обязательств, если иное не предусмотрено этим Декретом, другими актами валютного законодательства Украины.

Для использования иностранной валюты на территории Украины в качестве средства платежа субъект предпринимательской деятельности должен получить индивидуальную лицензию НБУ.

Согласно п. 6 Постановления Национального банка Украины от 30.05.2007 г.

6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЛИЧНОЙ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ПЛАТЕЖА ИЛИ В КАЧЕСТВЕ ЗАЛОГА

6.1. Физические лица — нерезиденты, а также полномочные представители юридических лиц — нерезидентов — субъектов предпринимательской деятельности могут использовать на территории Украины наличную иностранную валюту в качестве средства платежа в случае:

а) уплаты таможенной пошлины, других налогов и сборов (обязательных платежей), таможенных сборов и финансовых санкций в соответствии с таможенным законодательством Украины;

б) уплаты дорожных сборов и оформления перевозок негабаритных, крупновесовых и опасных грузов;

в) уплаты платежей за охрану и сопровождение подакцизных и транзитных товаров таможенными органами;

г) уплаты консульских сборов для открытия виз на въезд в Украину;

ґ) оплаты услуг, предоставленных пограничными санитарно-карантинными, ветеринарными, фитосанитарными и другими службами контроля;

д) оплаты услуг по обязательному медицинскому страхованию и обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств;

е) оплаты товаров и услуг в зоне, освобожденной от уплаты таможенной пошлины и налогов.

6.2. Физические лица — резиденты могут использовать на территории Украины наличную иностранную валюту в качестве средства платежа в случаях, предусмотренных подпунктами «а», «в» и «е» пункта 6.1 настоящей главы.

 

Таким образом на сегодняшний день расчеты между физическими лицами в иностранной валюте за товары, работы и услуги не являются правомерными. Поэтому предпринимателю, осуществляющему торговлю компьютерными дисками не рекомендуется принимать в качестве оплаты за реализованную продукцию денежные средства в иностранной валюте, по крайней мере, лучше не хранить ее у себя.

Что касается ответственности за нарушения требований относительно использования валюты, то за подобные действия предусмотрена административная ответственность.

 

Статья 162. Нарушение правил о валютных операциях


Незаконные
скупка, продажа, обмен, использование валютных ценностей как средства платежа или залога

 -
влекут предупреждение
или наложение штрафа от тридцати до сорока четырех необлагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией валютных ценностей. (Это от 47 до 748 грн.)

Категория: Полезная информация | Добавил: jur-konsalter (19.09.2011) | Автор: E W
Просмотров: 1010 | Комментарии: 0 | Теги: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]