Hello Гость!
Воскресенье, 19.05.2024, 00:35
Главная | Регистрация | Вход | RSS

МЕНЮ

Категории раздела

Статистика

Главная » Статьи » » Полезная информация

Юридические аспекты деятельности по торговле компьютерными программами 1

На сегодняшний день законодательством Украины предусмотрены следующие виды административной и уголовной ответственности за незаконную продажу компьютерной продукции (а именно дисков с компьютерными играми), в первую очередь это административная ответственность, которая предусмотрена ст. 164 (9) Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Статья 1649. Незаконное распространение экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных
           Распространение экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных, упаковки которых не маркированы контрольными марками или маркированы контрольными марками, которые имеют серию или содержат информацию, не соответствующие носителю этого экземпляра, или номер, который не соответствует данным Единого реестра получателей контрольных марок, -
влечет наложение штрафа от десяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией этих экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных. - Это от 170 до 1700 грн.
           То же действие, совершенное лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из правонарушений, указанных в части первой настоящей статьи, - влечет наложение штрафа от пятидесяти до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией этих экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных. - Это от 850 до 3 400 грн.

Во вторых, законодательством предусмотрена уголовная ответственность, которая предусмотрена ст. 203 (1).

           Статья 2031. Незаконный оборот дисков для лазерных систем считывания, матриц, оборудования и сырья для их производства

           1. Незаконное производство, экспорт, импорт, хранение, реализация и перемещение дисков для лазерных систем считывания, матриц, оборудования и сырья для их производства, если эти действия совершены в значительных размерах,
-
Наказывается штрафом от одной до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами сроком до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок с конфискацией и уничтожением дисков для лазерных систем считывания, матриц, оборудования или сырья для их производства. От 17 до 85 000 грн.

2. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, или совершены в крупных размерах,
-
Наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией и уничтожением дисков для лазерных систем считывания, матриц, оборудования или сырья для их производства.


Примечание
. Под значительным размером следует понимать стоимость дисков для лазерных систем считывания, матриц, оборудования или сырья для их производства, что в двадцать раз и более превышает уровень необлагаемого минимума доходов граждан; под крупным размером следует понимать стоимость дисков для лазерных систем считывания, матриц, оборудования или сырья для их производства, что в сто раз и более превышает уровень необлагаемого минимума доходов граждан.

Сразу обращаем внимание на то, что для привлечения к уголовной ответственности по указанной статье уголовного кодекса обязательным является наличие у предпринимателя в торговой точке или другом помещении контрафактных дисков (имеются ввиду нелицензионные диски, на упаковке которых отсутствует контрольная марка зарегистрированная в установленном порядке в гос. департаменте по интеллектуальной собственности) общая стоимость которых превышает размер, предусмотренный в диспозиции статьи (то есть для привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 203 (1)  УК Украины, у предпринимателя должны обнаружить контрафактных дисков, общей стоимостью 19 260 грн., а для привлечения к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 203 (2) у предпринимателя должны обнаружить дисков, стоимость которых должна быть не меньшей 96 300 грн.).

Статья 176. Нарушение авторского права и смежных прав


1.
Незаконное воспроизведение, распространение произведений науки, литературы и искусства, компьютерных программ и баз данных, а равно незаконное воспроизведение, распространение исполнений, фонограмм, видеограмм и программ вещания, их незаконное тиражирование и распространение на аудио-и видеокассетах, дискетах, других носителях информации или иное умышленное нарушение авторского права и смежных прав, если это причинило материальный ущерб в значительном размере (19 260 грн.), -
наказываются
штрафом от двухсот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами сроком до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией всех экземпляров произведений, материальных носителей компьютерных программ, баз данных, исполнений, фонограмм, видеограмм , программ вещания и орудий и материалов, предназначенных для их изготовления.

2. Те же действия, совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или причинили материальный ущерб в крупном размере, (192 600 грн.)


наказываются
штрафом от тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами сроком до двух лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет, с конфискацией всех экземпляров произведений, материальных носителей компьютерных программ, баз данных , исполнений, фонограмм, видеограмм, программ вещания и орудий и материалов, предназначенных для их изготовления.


3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные должностным лицом с использованием служебного положения или организованной группой, либо если они нанесли материальный ущерб в особо крупном размере, (963 000 грн.) –


наказываются штрафом от двух тысяч до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет или без такового и с конфискацией всех экземпляров произведений, материальных носителей компьютерных программ, баз данных, исполнений, фонограмм, видеограмм, программ вещания и орудий и материалов, которые специально использовались для их изготовления.


Примечание. В статьях 176 и 177 настоящего Кодекса материальный ущерб считается нанесенным в значительном размере, если его размер в двадцать и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан в крупном размере - если его размер в двести и больше раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, а причиненным в особо крупном размере - если его размер в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

Один необлагаемый минимум в целях квалификации преступлений составляет 963 грн. (размер прожиточного минимума на 2011 г.)

 

Теперь что касается проверок.

 

Сегодня в Украине уполномоченными на выявление и прекращение незаконного использования объектов интеллектуальной собственности, в частности компьютерных программ, являются следующие органы:

1.
Государственный департамент по вопросам интеллектуальной собственности. Именно этот орган осуществляет государственный контроль за соблюдением субъектами хозяйствования независимо от форм собственности требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности, в частности, авторского права. Такие проверки регулируются постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 674 «О государственном инспекторе по вопросам интеллектуальной собственности государственного Департамента по интеллектуальной собственности».

Согласно указанного положения, государственные инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности наделены правом проверять у субъектов хозяйствования наличие разрешения на использование объектов права интеллектуальной собственности на любой стадии их производства, распространения или использования.

При обнаружении правонарушения в виде административного проступка государственный инспектор обязан сам составить протокол об административном правонарушении. Для участия в проверке он может привлечь представителя правообладателя, специалистов. Однако обязательным при проведении подобной проверки является участие уполномоченного представителя проверяемого субъекта хозяйствования (директора, юриста, системного администратора). Плановая проверка этим органом проводится в рабочие дни, с 9.00 до 18.00. О проведении такой проверки предприниматель должен быть уведомлен заблаговременно (хотя законодательством не установлен конкретный срок такого уведомления о проверке).
Внеплановые же проверки, согласно "Положению о государственном инспекторе по вопросам интеллектуальной собственности”, проводятся по следующим основаниям:

- по поручению Департамента по вопросам интеллектуальной собственности;

- по обращению других центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

- по инициативе государственного инспектора в случае выявления нарушений
требований законодательства в сфере
интеллектуальной собственности в процессе
использование объектов права интеллектуальной
собственности, в частности
распространение
(в том числе осуществление оптовой или розничной
торговли
), проката, хранения и перемещения экземпляров
аудиовизуальных произведений, фонограмм
, видеограмм, компьютерных программ,
баз
данных на рынках, в торговой сети (палатках, лотках,
магазинах
), продажи их с рук, или в случае других нарушений требований
законодательства
в указанной сфере;

 

Госинспектор обязан при обнаружении признаков преступления, предусмотренного ст.176, 203 (1) Уголовного кодекса Украины, сообщить об этом в правоохранительные органы.



2. Министерство внутренних дел Украины, а именно — его специальный орган, заданием которого является выявление и прекращение фактов нарушения прав интеллектуальной собственности, —
Государственная служба по борьбе с экономической преступностью (ГСБЭП). Соответствующие подразделения этой службы проводят в установленном порядке оперативно-розыскные мероприятия, в том числе связанные с установлением фактов нарушения прав интеллектуальной собственности.

Основания и порядок проведения проверок указанным органом регулируется Законом Украины «О милиции», Положением о Государственной службе по борьбе с экономической преступностью, утвержденное постановлением КМУ от 05.07.1993 г. № 510.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ:

Отделы по борьбе с экономическими преступлениями на основании п. 5 Положение о Государственной службе по борьбе с экономической преступностью, утвержденное постановлением КМУ от 05.07.93 г. № 510 имеют право осуществлять контрольные закупки. При этом такие проверки проводятся при наличии оснований, то есть сотрудники милиции не имеют права просто так, без наличия оснований и специально оформленных документов прийти в помещение предпринимателя и осуществить контрольную закупку. В таком случае их действия можно квалифицировать как превышение служебных полномочий, что влечет за собой уголовную ответственность для таких сотрудников милиции по статье 365 Уголовного кодекса Украины.

Проверки, осуществляемые подразделениями ГСБЭП регулируются п. 24 ст. 11 Закона Украины «О милиции», в котором говорится о том, что сотрудники милиции имеют право:

- требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций объяснения по фактам нарушения законодательства, проверка соблюдения которого отнесена к компетенции милиции, а также в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, проводить проверки по фактам нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к компетенции милиции, требовать проведения инвентаризаций и ревизий соответствующих сфер финансово-хозяйственной деятельности.

- Органы милиции вправе приступить к проведению проверки субъектов хозяйственной деятельности при условии
наличия направления на проверку, которое составляется по форме, установленной Министерством внутренних дел Украины. В направлении на проверку указывается дата его выдачи, название подразделения милиции, цель, вид, основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц подразделения милиции, которые будут проводить проверку. Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя подразделения милиции, скрепленного печатью органа милиции;

- по решению суда в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, в отношении которых проводится проверка, требовать и изымать оригиналы документов, свидетельствующих о правонарушении, образцы сырья и продукции, а до принятия такого решения суда - в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, в отношении которых проводится проверка, изучать документы, свидетельствующие о правонарушении, за счет соответствующего органа милиции делать с них копии с оставлением лицам, в отношении которых проводится проверка, описания документов, из которых изготовлены копии, опечатывать кассы , склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе;

 

Письмо Департамента ГСБЭП МВД Украины от 02.02.06 N 5/809 (ДК N 11/06, с. 55 с комментарием) уточняет, что при проведении контрольной закупки, сотрудники милиции так же должны иметь направление на проверку.

«Работники подразделений ГСБЭП при проведении контрольных закупок должны иметь ... направление на проверку, а также в соотв. с п. 2 ст. 5 Закона «О милиции» при обращении к гражданину работник милиции обязан назвать свою фамилию, звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение».

Проведение контрольной или оперативной закупки как отдельного действия в процессе проведения оперативно-разыскной деятельности предусмотрено так же Законом Украины от 18.02.92 г. № 2135 "Об оперативно-разыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД). Согласно определению, приведенному в данном Законе, оперативно-разыскная деятельность - это система гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мероприятий, которые осуществляются с применением оперативных и оперативно-технических средств.

Таким образом такое мероприятие как контрольная закупка работники ГСБЭП имеют право осуществлять только при наличии заведенного оперативно-розыскного дела либо заведенного уголовного дела в порядке, предусмотренном УПК Украины.

При этом, если это оперативно розыскные мероприятия, то сотрудники милиции должны четко и ясно назвать номер и дату заведения оперативно – розыскного дела.

После этого Вы можете позвонить по названному месту работы и уточнить, действительно ли эти сотрудники милиции работают в этом отделе, действительно ли заведено оперативно-розыскное дело, и действительно ли выдано разрешение на проведение такого мероприятия, как проверка. Такие действия с Вашей стороны скорее всего отпугнут сотрудников милиции, которые решили провести проверку незаконно без достаточных правовых оснований.

 

 

Кроме этого сотрудники милиции могут посетить помещение предпринимателя, торгующего нелицензионными дисками в порядке следственных мероприятий, проводимых в процессе уже возбужденного уголовного дела против такого предпринимателя, в этом случае предпринимателю должны вручить постановление о возбуждении уголовного дела, а так же мотивированное постановление следователя о проведении обыска и выемки. При этом постановление следователя о проведении обыска выносится с санкции прокурора.

 

В любом из приведенных случаев сотрудники милиции обязаны предъявить свои служебные удостоверения, данные из которых вы имеете право записать в блокнот. Это необходимо делать на тот случай если появится необходимость подать жалобу в отдел борьбы с коррупцией прокуратуры на незаконные действия сотрудников милиции.

 

3. Органы налоговой инспекции Украины и налоговая милиция.

Эти органы имеют право составлять протоколы по делам об административных правонарушениях при выявлении фактов нарушения авторских и смежных прав при проведении плановых и внеплановых проверок хозяйственной деятельности.

Действия указанных органов при проведении проверок регулируется Налоговым Кодексом Украины, и Законом Украины «О милиции».

То есть на сегодняшний день Налоговым Кодексом Украины не предусмотрено право налоговых органов осуществлять отдельные проверки, направленные на соблюдение законности в сфере интеллектуальной собственности, но при этом налоговые органы могут обнаружить такие нарушения в ходе проведения плановых проверок, о которых предприниматель должен быть уведомлен в письменном виде за 10 дней до начала такой проверки, и в ходе внеплановых проверок, которые проводятся только при наличии оснований, определенных в ст. 78 Налогового кодекса Украины:

78.1.1. по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового, валютного и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательное 'связной письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;
78.1.2. налогоплательщиком не представлены в установленный законом срок налоговую декларацию или расчеты, если их представление предусмотрено законом;
78.1.3. налогоплательщиком представлен орган государственной налоговой службы уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, который проверялся органом государственной налоговой службы;
78.1.4. выявлена ​​недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса;
78.1.5. налогоплательщиком представлено в установленном порядке органа государственной налоговой службы возражения к акту проверки или жалобу на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмена принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае, когда налогоплательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективный их рассмотрение невозможно без проведения проверки. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, ставшим предметом обжалования.
78.1.7. начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя, возбуждено производство по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика;
78.1.8. плательщиком представлена ​​декларация, в которой заявлено к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость, при наличии оснований для проверки, определенных в разделе V настоящего Кодекса, и / или с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. гривен .
Документальная внеплановая выездная проверка по основаниям, определенным в настоящем подпункте, производится исключительно о законности декларирования заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость и / или с отрицательного значения налога на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. гривен;
78.1.9. относительно налогоплательщика подана жалоба о не предоставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае не предоставления таким налогоплательщиком пояснений и документального подтверждения на письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня его получения;
78.1.11. получено постановление суда (постановление суда) о назначении проверки или постановление органа дознания, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом по уголовным делам, находящимся в их производстве;
78.1.12. органом государственной налоговой службы высшего уровня в порядке контроля за действиями или бездействием должностных лиц органа государственной налоговой службы низкого уровня осуществлена ​​проверка документов обязательной отчетности налогоплательщика или материалов документальной проверки, проведенной контролирующим органом низшего уровня, и выявлено несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение при проверке вопросов, которые должны быть выяснены в ходе проверки для вынесения объективного заключения о соблюдении налогоплательщиком требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.
Решение о проведении документальной внеплановой проверки в этом случае принимается органом государственной налоговой службы высшего уровня лишь в том случае, если в отношении должностных лиц органа государственной налоговой службы низшего уровня, которые проводили документальную проверку указанного налогоплательщика, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело;
78.1.13. в случае получения информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе вследствие незаключения налогоплательщиком трудовых договоров с наемными лицами по закону, а также осуществление лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали основанием для проведения такой проверки.

 

Налоговая милиция имеет право осуществить проверку на основании п. 24 ст. 11 Закона Украины «О милиции» в таком же порядке как и вышеупомянутые органы ОБЭП, при наличии заведенного оперативно розыскного дела или направления на проверку

 

Категория: Полезная информация | Добавил: jur-konsalter (19.09.2011) | Автор: E W
Просмотров: 1043 | Комментарии: 0 | Теги: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]